Печать

  

Богатырев Владимир Львович (20.02.1935 – 11.05.2002).
Период работы в ИНХ СО РАН: 1959 – 11.05.2002.
Доктор химических наук (1972); зав. лабораторией сорбционных и ионообменных процессов.

    

Биография

  • Владимир Львович Богатырёв родился в Пермской области 20 февраля 1935 года.
  • 1953 г. Окончил среднюю школу №10 (Сталинград – ныне Волгоград)
  • 1953 -1959 гг. Студент химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва)
  • 1959 г. Окончил химического факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по специальности химия (Москва)
  • 1959 - 1960 гг. Старший лаборант Института неорганической химии СО АН СССР (Новосибирский Академгородок)
  • 1960 - 1964 гг. Аспирант, младший научный сотрудник Института неорганической химии СО АН СССР (Новосибирский Академгородок)
  • 1964 г. Присуждена ученая степень кандидата химических наук (в 29 лет)
  • 1964 -1968 гг. Старший научный сотрудник Института неорганической химии СО АН СССР (Новосибирский Академгородок)
  • 1964 г -1968 гг Преподаватель факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, кафедры радиохимии и неорганической химии
  • 1967 г. Утвержден в ученом звании Старшего научного сотрудника по специальности неорганическая химия
  • 1968 г. Утвержден в ученом звании Доцента Новосибирского государственного университета по кафедре неорганической химии
  • 1968 - 2002 гг. Заведующий лабораторией сорбционных и ионообменных процессов Института неорганической химии СО АН СССР (Новосибирский Академгородок)
  • 1972 г. Присуждена ученая степень Доктора химических наук (в 37 лет)
  • 1981 г. Присуждено звание Профессора Новосибирского государственного университета по кафедре радиохимии
  • 1996 г. Присуждено звание заслуженный Ветерана СО АН
  • 1996 г. Присуждено звание Ветерана труда
  •  11 мая 2002 г. Владимир Львович Богатырёв скончался в Новосибирске в возрасте 67 лет.

 

В.Л. Богатырев
Неоконченный фрагмент воспоминаний, из книги «Академик А.В. Николаев».
Новосибирск: ИНХ СО РАН, апрель 2002 г.

"Академик Анатолий Васильевич Николаев как учитель"

Амбициозности у выпускников химфака МГУ всегда было не занимать. Поэтому, распределившись в 1958-1959 гг. В ИНХ СО АН СССР и приехав в Новосибирск, мы сочли оскорблением зачисление нашего «десанта» (более 10 человек) на должность старлабов). Правда, для нашего утешения сообщили, что из других вузов всех зачисляют на оклад 83, а нас – на 98 р. Но не в деньгах счастье. В работе? Но нет ни здания института, ни рабочего места. Есть несколько десятков сотрудников, «прислоненных» к химическим столам на Советской, 20. Для остальных – диван в конце коридора и жестяная пепельница: «...и бродят в Академии наук живые трупы средь случайных мух».

Меня, после длительной беседы, взял под свое «крыло» сам А.В.Николаев, тогда еще член-корреспондент СО РАН. Поселив сразу в Академгородке и дав место в Институте гидродинамики, он поручил мне выполнить для начала простую работу – изучить выделение бора из датолита путем отгонки с метиловым спиртом. С этого момента и за короткое время мы с ним опубликовали многие десятки работ. Причем тематически разнопрофильных.

В этой заметке я хочу описать только одну черту будущего академика – какова была его система взаимоотношений с учеником как учителя.

После отправки в печать первой нашей работы он ненавязчиво провел длительную беседу о том, как надо стремиться поступать в творческой жизни исследователю (отмечу, что А.В. Николаев не любил использовать слово «ученый». Он говорил: «Кто такой кандидат наук? Кандидат наук – это кандидат в ученые. Ученый же начинается с доктора наук»). После моего поступления к нему же в аспирантуру он сразу ввел меня в команду преподавателей химии в НГУ ассистентом – почасовиком для ведения практических занятий и одновременно – лекционным ассистентом. Такая методика всегда была у него обязательным условием. Он считал, что молодой преподаватель не только передает свои еще немногочисленные знания студетнам, но главное – он очень много получает для себя: учится говорить, держать себя «при народе», при подготовке к занятиям получает новые и закрепляет имеющиеся знания, и др.

Второе его условие – заходи в его кабинет директора без какой-либо записи и всегда, как только почувствуешь в этом необходимость. Начиная работать с 9 часов утра академик обычно приходил на работу без 10-15 минут девять. И всегда (!) жестом приглашал к себе в кабинет.

А третье условие заключалось в его фразе: «Вы должны постоянно работать и думать о своей степени». И только через несколько дней он вернулся к свой фразе, расшифровав ее: «Это совсем не то, о чем Вы подумали (хитрый же Николаев!). Помните, что хотел получить изобретатель шахмат за свое изобретение? Он хотел получить всего 264 зерна пшеницы. Два в степени 64, по числу клеток на шахматной доске, - это баснословное количество. Так вот, каждая ваша воплощенная идея – это единичка, прибавляющаяся к степени у двойки. Сколько наберешь суммированных единичек в степени, на столько и прибавится знаний, на столько и принесешь пользы. Надо стремиться приблизиться к «Демону Максвелла», то есть приобретая новые знания о природе за счет реализации своих идей Вы приблизитесь к этому существу, способному видеть молекулы и управлять ими. А это накопление очень поможет Вам в исследованиях, правда, не в таком уж близком будущем».

Очень большое значение придавал А.В. Николаев необходимости писать не только монографии, но и учебные пособия: «Не каждому дано писать учебные пособия, но если Вы накопили знания и чувствуете в себе силы к написанию, то поделитесь своими мыслями и навыми данными с молодыми. Ведь наука не стоит на месте, а молодым людям необходимо знать все новое».

Если исследования заходили в тупик, а это бывает не так уж редко, когда занимаешься принципиально новым, он всегда с улыбкой напоминал известную фразу де Бройля: «Каждый успех нашего познания больше ставит проблем, чем решает». К сожалению, радость познания принципиально нового в химической науке не так уж часто нас посещает, а некоторые, проработав всю жизнь, вообще не знают, что это такое. Это относится к статистам в науке, которые изучают свои бесконечные системы типа состав – свойство или, используя известную методику синтеза соединения или чуть модифицируя ее, несут далее вещество к структурщикам или к специалистам по другим методам. К сожалению, любому исследователю намного больше времени приходится заниматься получением таких статистических данных (это, например, некоторые кандидатские диссертации), которые во многих случаях являются опорными, необходимыми для осмысливания и интерпретации своей оригинальной работы, но которые в принципе часто мог бы получать человек не только без химического или физического, но подчас и вообще без высшего образования. Доктор наук должен реализовывать только свои, оригинальные идеи. Иначе у нас никогда не будет своих Нобелевских лауреатов. Ведь как сказал Галилео Галилей, возглавляющий (в хронологическом плане) тройку самых выдаюшихся ученых всех времен и народов (далее – Ньютон и Эйнштейн): «О предмете древнейшем создаем мы науку новейшую»............

 

"Наука в Сибири" N 19 (2355), 17 мая 2002 г.
Профессор В.Л. Богатырев (In memoriam)

Дирекция Института неорганической химии СО РАН, лаборатория сорбционных и ионообменных процессов, профсоюзный комитет с прискорбием сообщают о скоропостижной кончине 11 мая ветерана Института и Заслуженного ветерана СО РАН, заведующего лабораторией, доктора химических наук, профессора БОГАТЫРЕВА Владимира Львовича и выражают глубокие соболезнования родным, близким, друзьям.

Институт понес невосполнимую утрату. Ушел из жизни известный ученый в области неорганической химии.

Владимир Львович работал в институте с 1959 года, после окончания химического факультета Московского государственного университета. Прошел путь от старшего лаборанта до заведующего лабораторией. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1972 году — докторскую.

Его научные интересы были сосредоточены на решении сложных проблем сорбционных и ионообменных процессов, использования ионообменных смол как особого вида химических реагентов. Им заложены теоретические основы и получены экспериментальные результаты по использованию биполярных смесей ионитов, а также ионообменных смол в качестве эффективных сорбентов.

Большой цикл работ выполнен В.Богатыревым по теоретическому и экспериментальному исследованию термодинамики и кинетики гетерофазных ионообменных процессов, в том числе в экстремальных условиях, что позволило предвидеть селективность ионитов. Им разработаны подходы к изучению ионообменных систем на базе физико-химического анализа, предложен принципиально новый метод разделения веществ, основанный на различии в образовании клатратоподобных структур в ионитовой фазе.

Фундаментальные исследования, выполненные В.Богатыревым, помогли в решении ряда важных прикладных задач: создании фильтрующего ионитового противогаза, опреснении воды, в химическом синтезе; в очистке газов, паров и жидкостей; разработке нового класса сорбентов — клатрионитов для разделения металлов и газов.

В.Богатырев — автор более 180 работ, 3-х монографий и 8 авторских свидетельств на изобретения.

Свой большой научный опыт Владимир Львович передавал молодому поколению, читая в качестве профессора лекции студентам факультета естественных наук НГУ и Сибирского университета потребительской кооперации. Он был жизнерадостным человеком, хорошим другом, любил спорт, поэзию, природу, вел большую общественную работу, занимал активную жизненную позицию. Светлая память о Владимире Львовиче Богатыреве — ученом, хорошем человеке — навсегда останется в наших сердцах.