На столе в один ряд стоят пять стаканчиков с растворами солей. В каждом из растворов содержится по одной соли, причем катионы и анионы у всех солей разные. Растворы отличаются друг от друга цветом, объёмом и концентрацией солей. Точно известно, что:

  1. В первом стаканчике соль натрия.
  2. В стаканчике с раствором голубого цвета соль меди.
  3. Стаканчик с фиолетовым раствором находится непосредственно слева от стаканчика с бесцветным раствором.
  4. В одном из стаканчиков растворён сульфат хрома(III).
  5. Раствор объёмом 150 мл находится рядом с раствором с концентрацией 0,03 моль/л (М).
  6. Раствор объёмом 100 мл окрашен в жёлто-коричневый цвет.
  7. Раствор объёмом 160 мл содержит соль калия.
  8. Раствор в центральном стаканчике содержит хлорид.
  9. Рядом с раствором объёмом 150 мл находится раствор трииодида.
  10. Концентрация раствора объёмом 250 мл равна 0,004 М.
  11. Концентрация раствора соли ртути равна 0,0025 М.
  12. Раствор соли натрия находится рядом с раствором зелёного цвета.
  13. Концентрация раствора зелёного цвета равна 0,001 М.
  14. Раствор объёмом 200 мл содержит нитрат.
  15. В фиолетовом растворе содержится перманганат.

Юный химик Дима, пытаясь разобраться на бумаге, в каком из стаканов находится раствор с наибольшей массовой долей, понял, что ему не хватает данных, и решил немного поэкспериментировать. Сначала Дима к фиолетовому (нисколько не прозрачному) раствору начал приливать раствор жёлто-коричневого цвета (также совсем не прозрачный). Увидев, что из раствора выпадает очень тёмный осадок, он обрадовался, и смешал оба раствора целиком. Через некоторое время он аккуратно отфильтровал осадок и обнаружил, что смесь растворов стала совершенно прозрачной и бесцветной. Масса осадка после сушки в вакууме при 250 °C составила 1,391 г. Затем в раствор, окрашенный в голубой цвет, Дима вылил бесцветный раствор. На удивление Димы раствор сохранил голубую окраску, но образовался белый осадок. После фильтрования и тщательной сушки получилось 0,236 г осадка.

– Вот, теперь всё сходится! – обрадовался Дима, проведя необходимые расчёты, и дописал в своём журнале все молярные и массовые концентрации растворов.

Стаканчик

1

2

3

4

5

Катион

    

    

    

    

    

Анион

 

 

 

 

 

Цвет

 

 

 

 

 

Объём

 

 

 

 

 

Концентрация, М

 

 

 

 

 

  1. Воспользовавшись данными I-XV, установите, какие катионы и анионы содержатся в каждом из стаканов. Какие цвета, объёмы и молярные концентрации имеют налитые в них растворы? Ответ на этот вопрос удобно представить в виде таблицы, в которой, однако, две клетки пока останутся пустыми.
  2. Напишите уравнения реакций, проведённых Димой, повторите его вычисления и завершите заполнение таблицы.
  3. Рассчитайте массовые концентрации солей в растворах, приняв плотность растворов 1 г/см3.
  4. Опишите превращения, которые наблюдал бы юный химик Дима, если бы он смешивал желто-коричневый раствор с голубым, а зеленый – с фиолетовым? Приведите уравнения реакций.
Решение задачи