Стрелков Петр Георгиевич (16.10. 1899 – 11.11.1968).
Период работы в ИНХе: начало 1960-х  - 1968.
Член корр. АН (1961); зав отд. Физики твердого тела (ОФТТ).
Награды: Орден Ленина, Орден «Трудового Красного Знамени», Орден «Красной Звезды».

 

ПАМЯТИ  ПЕТРА ГЕОРГИЕВИЧА СТРЕЛКОВА

Э.В. МАТИЗЕН, доктор физ.-мат. наук, профессор, главный научный сотрудник ИНХ СО РАН

      Петр Георгиевич начинал работать еще в то время, когда можно было начинать статью словами: «Я взял реостат…» Он опубликовал более 100 работ (в школе Капицы не принято было писать «романы с продолжением»). Россия высоко оценила его научную деятельность. В 1943 году ему была присуждена Сталинская премия. Стрелков был награждён тремя высшими орденами:

  • Красного Знамени в 1943 г.,
  • Красной Звезды в 1945 г.
  • и орденом Ленина в 1953 г.

     

          П.Г. Стрелков родился 16 октября 1899 года в Петербурге, в семье нотариуса. Учился в элитной 1-ой Петербургской гимназии и в реальном училище Череповца, куда его, тринадцатилетнего, взяли родственники, когда  умерли родители. Учёба в этих заведениях была поставлена прекрасно, и он вышел из них широко образованным человеком. Полученными там знаниями и воспитанием он счастливо пользовался на протяжении всей жизни.

          В революционные годы ему пришлось работать санитаром, лаборантом и учителем средней школы. В 1920 году П.Г. поступил на физ.-мех. Петроградского политеха, который не закончил, увлекшись новой физикой. Тогда это воспринималось нормально, о чём свидетельствует подобная история со знаменитым В.А. Фоком. В 1923 году он – младший ассистент Петроградского физико-технического института. Уже в первых его работах проявились основные черты научного творчества П.Г. Он придавал огромное значение надёжности и точности получаемых данных и научных результатов,  всегда обращал особое внимание на источники систематических ошибок у себя, выявлял их и у других исследователей, что позволило ему в шутку говорить: «Я не столько сам сделал открытий, сколько их закрыл».

          В 1936 году П.Л. Капица пригласил П.Г. на работу в подаренный Резерфордом Институт физических проблем. Здесь П.Г. изучает спектры излучения цинка, ртути, кадмия, меди и кремния в сильных магнитных полях до 320 кЭ (!). Проводит эксперименты по свойствам открытого тогда П.Л. Капицей сверхтекучего гелия. Эта работа – «Радиометрические эффекты в гелии» – составила содержание его диссертации, за которую ему без кандидатской степени была сразу присуждена докторская.

          В тяжелые годы Отечественной войны П.Г. направляет свою энергию и изобретательность на создание материалов и приборов, нужных для фронта. Им была разработана технология производства бактериологических фильтров для крови. С войной кончились поставки фильтров из Англии, а необходимость крови для переливания увеличилась в десятки тысяч раз. Отечественного производства фильтров не было. П.Г. создал их на основе асбеста, через ультратонкие каналы которого фильтровалась кровь. Производство было достаточно простым и очень технологичным, благодаря чему их стали производить во многих городах. Многие раненые обязаны ему своей жизнью. За эту работу ему была присуждена Сталинская премия. В 1943 году Петра Георгиевича послали в США для организации в СССР производства тогда недавно открытого пенициллина. И многие ныне живущие должны быть благодарны ему. Воспользовавшись этой поездкой он завязал также контакты с NBS USА.
    В результате им была создана национальная низкотемпературная шкала, согласованная с Международной шкалой.

          С 1938 до 1946 года П.Г. по совместительству ведет работу на кафедре низких температур физфака МГУ. Он преподает и участвует в создании спецпрактикума по физике низких температур.

          После войны П.Г. продолжает работать в ИФП. Здесь он приступает к осуществлению задуманной им широкой программы исследований термодинамических свойств веществ при низких температурах, программы, выполнению которой он посвятил последующие 20 лет своей жизни. Эта программа предусматривала, прежде всего, разработку прецизионной аппаратуры для измерения основных величин, необходимых для получения полной информации о термодинамике веществ: температуры, теплоемкости и теплового расширения. Программа поддерживалась ВПК (академик В.П. Глушко, ракетчик).

          П.Г. отдал много сил развитию метрологии в СССР. Он считал, что именно научные задачи продвигают метрологию. Стрелков был одним из основателей в 1955 году ВНИИФТРИ. Там он создал две лаборатории – термометрическую и термодинамическую. В последней были на максимально возможном уровне точности выполнены решающие прецизионные измерения теплоемкости аргона, показавшие существенную особенность в термодинамических функциях вблизи критической точки жидкостей, и послужившие отправной точкой для создания знаменитой масштабной теории фазовых переходов 2-го рода.

          В 1959 году чл.-кор. П.Г. Стрелков с группой своих учеников перешел в Сибирское отделение АН в качестве зам. директора Института теплофизики. Понимая важность исследований при низких температурах, он принял деятельное участие в составлении технического задания на строительство криогенной станции СО АН СССР и примыкающего к ней криогенного корпуса. Под научно-техническом руководством созданного им Отдела физики твердого тела (в настоящее время ОФТТ входит в состав Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН под названием  Отдел термодинамических исследований) станция полностью вступила в строй, и в 1968 впервые за Уралом был получен жидкий гелий. Жидкий водород был произведен еще раньше – в 1963 году в Чёмах, в «сарае-лаборатории»...

          В 1962 году Петр Георгиевич заболел. Тяжелый инсульт на два года лишил его возможности вести научную работу. Однако вскоре, несмотря на продолжающуюся болезнь, он вновь начинает работать. Ему уже трудно экспериментировать и ходить на работу. Возможно, многое у него сложилось бы по-другому, если бы не было с ним рядом доброй и верной Антонины Федоровны, его жены, его ангела-хранителя, заботливого и понимающего друга. Их коттедж  стал частью отдела.  П.Г.  продолжает работать дома, проводит семинары, принимает учеников и сотрудников, вникает во все научные и организационные дела. Здесь всегда было много сотрудников. П.Г. помогал нам в работе, а мы, надо надеяться, помогали ему переносить тяжелую болезнь...

          Петра Георгиевича не стало 11 ноября 1968 г.

    Некоторые основные достижения П.Г. Стрелкова

    • Создание основ метрологии при низких температурах (термометрия, калориметрия, измерение теплового расширения тел).
    • Обнаружение аномального роста коэффициента теплового расширения задолго до температуры плавления, позднее названного «эффектом предплавления».
    • Установление закона пропорциональности между магнитным полем и смещением спектра излучения тел.
    • Обнаружение и выявление низкоразмерных эффектов в твёрдых телах (совместно с теоретиком  И.М. Лифшицем).
    • Выявление вклада вакансий в тепловых свойствах вблизи точки плавления.
    • Обнаружение эффекта выхода дислокаций из тонких кристаллов каменной соли.
    • Создание метрологических приборов:
      • газового термометра для градуировки средств измерения температуры по абсолютной термодинамической шкале;
      • носителя практической низкотемпературной шкалы – платинового термометра сопротивления Стрелкова;
      • адиабатического калориметра Стрелкова;
      • дилатометра Стрелкова.
    • Понимание глубокой физики критических явлений и их связи с фазовыми переходами 2-го рода (лето 1953 года) и поддержка этих исследований.

 

   «Отличительной чертой всей научной деятельности Петра Георгиевича Стрелкова была требовательность к достоверности и высокой точности получаемых им научных результатов. Отличительной чертой жизни Петра Георгиевича был романтизм. Он не замечал трудностей сегодняшнего дня, мечтая о красоте завтрашнего. Благодаря этому ему удавалось организовывать новые лаборатории в немыслимых, казалось бы, по неприспособленности и тесноте помещениях, заражая энтузиазмом своих учеников и чуть ли не с первых дней начиная серьезные исследования. Эти две черты привлекали к Петру Георгиевичу молодежь. У него было много учеников, которые восхищались его талантом и заражались его энтузиазмом. Он был доброжелательным учителем, радовался всякому успеху и всякой самостоятельной мысли; он широко пропагандировал достижения своих учеников. Многие из учеников Петра Георгиевича стали кандидатами и докторами наук». П.Л. Капица.