Пещевицкий Борис Иванович (27.10.1929 – 02.05.2007).
Период работы в ИНХе: 1958 – 05.2007.
Доктор химических наук (1971), профессор (1972); зав. лаборатории химии комплексных соединений. Многие годы (с 1963) был зам. директором по науке; с 1977 по 1979 – и.о. директора ИНХ, с 1993 г. – главный научный сотрудник.
Награды: Орден «Трудового Красного Знамени», Орден «Знак Почета». Имел несколько медалей. 
    
  • 1951 г. — окончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета.
  • 1957 г. — присуждена ученая степень кандидата химических наук по спец. тематике.
  • 1971 г. — присуждена ученая степень доктора химических наук.
  • 1972 г. — утвержден в ученом звании профессора по специальности «неорганическая химия».
  • 2000 г. — присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».
  • Автор более 150 научных трудов. Среди его многочисленных учеников несколько докторов наук. 

С июня 1958 года и до последних лет своей жизни Борис Иванович – сотрудник ИНХ СО РАН.  Он прошел в Институте все ступени научной карьерной лестницы от младшего до главного научного сотрудника, более 30 лет возглавлял лабораторию химии комплексных соединений, многие годы был заместителем директора по научнй работе, с 1977 по 1979 – и.о. директора ИНХ СО РАН.
Трудно переоценить вклад Б.И. Пещевицкого в формирование и становление ИНХа как много профильного института, в создание атмосферы научного поиска. Им были поддержаны многие начинания, ставшие институтскими традициями.
Борис Иванович был широким и разносторонним человеком. Он не боялся браться за совершенно новые задачи, привлекал сотрудников и очень часто достигал успеха. Яркой чертой Б.И. Пещевицкого было редкое умение просто объяснять сложные явления. Это качество проявлялось как в преподавании химии студентам ФЕН НГУ, так и на научных семинарах, конференциях, при постановке новых исследований и обсуждении результатов. С 1972 г. по 1977 г. он возглавлял кафедру аналитической химии НГУ, под его руководством в работе кафедры произошли существенные изменения. Борис Иванович подготовил и в течение ряда лет читал первый (в НГУ) курс лекций по аналитической химии. Курс был очень интересным, и его ходили слушать не только студенты-химики 2-го курса, но и почти все преподаватели кафедры. Для студентов-дипломников на кафедре неорганической химии ФЕН НГУ Борис Иванович читал спецкурс «Реакционная способность комплексных соединений».
Профессор Б.И. Пещевицкий известен научной общественности не только как крупнейший специалист в химии коорднационных соединений, воспитавший целую плеяду химиков-комплексников высшей квалификации, но и как ученый-философ, внесший заметный вклад в методологию научного познания.
Заслуги Б.И. Пещевицкого отмечены государственными наградами - орденом Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", несколькими медалями.

Статья Пещевицкого Б.И. "... И СКАЖУТ: "МОЛОДЦЫ, ВЫСТОЯЛИ!" "Наука в Сибири" N 18 (2154) 15 мая 1998 г.

 

О Борисе Ивановиче

"Наука в Сибири" № 41 (2227) 22 октября 1999 г.д.х.н. Федоров В.Е.к.г.-м.н. Бакакин В.В.

 

ИЗ ПЕРВЫХ "ДЕСАНТНИКОВ"

Л.Юдина, "Наука в Сибири" № 41 (2227) 22 октября 1999 г.

 

Юбилеи располагают к воспоминаниям. Но "Картинки из прошлого", события, факты и даже, казалось бы, незначительные эпизоды по прошествии десятилетий обретают как бы новое содержание, в них добавляется ярких красок, эмоций.

Доктор химических наук Борис Иванович Пещевицкий, который 27 октября разменяет восьмой десяток, прибыл в строящийся сибирский городок науки из Ленинграда более сорока лет назад, в числе первых "научных десантников". Он приехал вместе со своим учителем Борисом Владимировичем Птицыным, у которого слушал курс "потенциометрия", в шутку переименованный студентами в "птицеметрию".

Об атмосфере новосибирского Академгородка тех лет сказано и написано немало, но тем не менее, его "аборигены", предаваясь воспоминаниям, находят свежий материал, ибо многое здесь было ново, нестандартно, впервые.

Местом работы Б.Пещевицкого стал Институт неорганической химии. Как говорит он сам -- однажды и навсегда!

Наш юбиляр, тогда совсем еще молодой кандидат наук, сразу включился в преподавательскую деятельность. Он принимал первые вступительные экзамены на факультете естественных наук в открывающемся Новосибирском государственном университете, призванном готовить научные кадры для молодого регионального отделения Академии. Помнит, как наставлял их, начинающих "совместителей", первый ректор, деликатнейший Илья Несторович Векуа, призывая не обольщаться красивыми речами абитуриентов, а учил смотреть вглубь, определяя потенциал будущего студента.

С тех самых пор профессор НГУ Б.Пещевицкий крепко-накрепко связан с университетом, считает, что преподавательская деятельность как ничто другое оттачивает мастерство исследователя, заставляет его тщательно отслеживать новейшие достижения, шире смотреть на вещи, выстраивая их в строгую последовательную систему.

-- Борис Иванович, рассказывая о прошедших годах, вы часто повторяете, что вам повезло в жизни: приехали в экзотический край, которым должно прирастать могущество матушки-России, встретили здесь известных всему миру ученых, занялись интереснейшей работой. При вашем непосредственном участии создавался ИНХ. Что, на ваш взгляд, было определяющим в стремительном движении вперед?

-- Можно бы перечислить множество факторов. Большое дело всегда вдохновляет. Важную роль, без сомнения, играла личность руководителя. ИНХу очень повезло, что коллектив возглавил Анатолий Васильевич Николаев. В институте сформировалась атмосфера творчества, доброжелательности, уважения к мнению коллег. И сегодня в ИНХе еще сохранились традиции, заложенные его первооснователями.

-- Много лет вы были в руководстве ИНХа. Не обременяла вас эта деятельность?

-- Двадцать один год я был заместителем директора. Не раз исполнял обязанности главы института -- в частности, после безвременной кончины академика А.Николаева. Но если честно признаться, не лежит у меня душа к административной работе, никогда не чувствовал призвания к ней.

-- Но определенное удовлетворение испытывали?

-- Конечно! Особенно когда удавалось сделать что-то полезное. Например, организовать школу по современным методам в химии. Это было очень необходимое по тем временам мероприятие, призванное в известной мере искоренить последствия "лысенковщины". Как известно, этот черный период заметно навредил науке. Особенно пострадали биология, математика, меньше -- химия. Однако теория химической связи была отброшена на уровень 20-х годов. Электронные взаимодействия при объяснении химических образований почти полностью исключались.

Необходимо было обратиться к современным представлениям, наверстать упущенное. Московский профессор М.Дяткина организовала проведение именно таких школ. Первые две прошли в Москве и Ленинграде. Третью удалось "затащить" в наш Академгородок.

Позднее мы провели на базе нашего института два Всесоюзных совещания по благородным металлам, конференцию по химии координационных соединений с участием коллег из соцстран (химия координационных соединений в 60-е годы особенно интенсивно развивалась), первое Всесоюзное совещание по кинетике комплексных соединений.

Организовали школу по применению математических методов в химической термодинамике. Несколько встреч состоялось в Академгородке, потом школа стала "ездить" по другим городам, но инховцы оставались ее главными организаторами.

Проведение всех этих мероприятий требовало немалых усилий коллектива, но они играли серьезную роль в становлении молодых сотрудников как исследователей, помогали в их профессиональном росте.

-- Но и трудных моментов в вашей жизни было немало? Что спасало в критических ситуациях?

-- Работа, прежде всего -- работа!

-- Это палочка-выручалочка для многих. Помните, у Константина Симонова есть строчки -- / Но работа опять выручает меня, как всегда. / Человек выживает, когда он умеет трудиться./ Так умелых пловцов на поверхности держит вода /.

-- И сейчас нередко такая обида подкатывает! Ведь почти все заделы, что были, в одночасье потеряли перспективу, мы не можем продолжить работу по ряду важных направлений. Если бы наука у нас еще лет двадцать развивалась в прежнем режиме, к нам "за умом" ездили бы со всего мира. Наши ученые уже тогда лидировали по многим направлениям, особенно в вопросах фундаментальной науки. И вдруг -- быть отброшенными далеко назад в своих возможностях!

Повторю вослед за многими -- чтобы общество развивалось успешно, надо вкладывать серьезные средства в фундаментальную науку. В мире сегодня, пожалуй, самые большие затраты на нее в Японии. Прежде японцы отдавали предпочтение прикладной науке -- мы это хорошо знаем, в институт часто приезжали коллеги из страны Восходящего Солнца. Но теперь они пересмотрели свои подходы.

Здравый смысл подсказывает, что нынешняя ситуация не может продолжаться вечно, что-то должно изменить ход событий. Конечно, наука -- самая соборная сфера интеллектуальной деятельности человечества, однако лучше, когда вершины ее -- у себя дома.

-- Борис Иванович, все годы вы активно занимаетесь исследованиями -- не остудила пыла даже административная работа. Можно ли выделить область, в которой удалось добиться наиболее весомых результатов? Помню, много говорилось в свое время об особо чистом золоте...

-- Химией золота мы занимались довольно долго. Получение особо чистого золота -- скорее прикладной результат. Здесь дело вот в чем. После второй мировой войны наиболее интенсивно и велись исследования химии элементов, на которых создавалась атомная энергетика. Достаточно детально была изучена химия радиоактивных, рассеянных, редких элементов. К благородным металлам особого внимания не проявляли -- жили достижениями 30-х годов.

Стояла задача поднять уровень знаний в этой области. Я занялся химией золота. Мои коллеги -- другими благородными металлами, в частности, платиновыми, по добыче которых мы занимали первое место в мире. На вооружение были взяты современные методы исследования, которых, естественно, не было в 30-х годах. Мы наладили связь с Норильским горно-металлургическим комбинатом и аффинажными заводами. На этих предприятиях работали профессионалы, мастера своего дела. Они требовали от нас глубины понимания химических превращений. Внедрять же разработки они готовы были сами -- буквально "с колес".

Что касается фундаментальных исследований, то суть дела в следующем.

Немного истории. В 1926 году директор Института общей и неорганической химии АН академик И.Черняев открыл явление трансвлияния. Четверть века спустя американский ученый Дж.Б.Бейлар заявил о том же самом открытии. И.Черняев послал американцу подтверждение своего приоритета -- оттиски статей двадцатипятилетней давности. Бейлар публично извинился -- он не знал о полученных русскими результатах. Хотя, надо отметить, что И.Черняев в своей первой статье указывал именно на трансвлиянине, как на внутрисферный катализ. Однако модели, которые были построены и у нас в стране, и за рубежом, опирались на термодинамический аспект, что приводило к ошибке. Позднее мы не раз встречались с Дж.Б.Бейларом, приезжал он и в Академгородок.

Данный "инцидент" послужил причиной того, что к явлению было привлечено внимание всей мировой химии по координационным соединениям. Разгорелась дискуссия о причинах возникновения явления: что это -- "кинетика" или "термодинамика"?

Мы в своей лаборатории немало потрудились (почти 10 лет), чтобы доказать: явление трансвлияния имеет кинетическую природу. В результате были найдены неопровержимые экспериментальные доказательства, от которых, как говорится, никуда не денешься.

Для меня и моих коллег это, пожалуй, самый значительный результат. Должен заметить, у меня всегда были талантливые ученики и коллеги, без помощи которых вряд ли удалось бы разрешить как эту, так и другие задачи.

-- Как ощущаете себя в свои семьдесят? Друзья говорят, что вы совсем не старитесь!

-- Они мне льстят. Никуда от возраста не уйти -- годы сказываются во всем. И устаешь быстрее, и соображаешь медленнее... Но дела пока не бросаю -- их надо завершить. В частности, закончить работу, на которую я затратил более тридцати лет раздумий.

-- О чем речь?

-- Хочу показать в чем состоят некоторые неточности в классической механике -- той, что создана Галилеем, Ньютоном и целым рядом их гениальных последователей, той, что является фундаментом количественного естествознания. Есть в ней пробелы, необъясненные загадки. Меня долго мучили все эти вопросы, и главное -- я порой не мог дать объяснений студентам. Сейчас, кажется, я нашел ответ на ряд вопросов, что и пытаюсь изложить в своем препринте. На заседании Ученого совета в связи с моим 70-летием доложу о своих выводах, предварительно посоветовавшись с рядом профессионалов Академгородка.

-- А если с вами не согласятся?

-- Что ж -- не страшно! Поиск истины -- вопрос не простой. Не найду я -- найдут другие.

-- Борис Иванович, можете ли определить, что сегодня в окружающей действительности вызывает у вас большее неудовольствие, о чем размышляете?

-- То, что студенты, да и вообще представители научной среды, перестают задавать вопросы. Вопросы поддерживают интерес к предмету. Убежден, что истина рождается не в спорах, а в обсуждении, когда выясняется не "кто умнее?", а "где она -- истина?"... При встречах специалистов всегда должен вестись диалог, а не дискуссия на тему "кто -- кого?".

И еще один момент я бы отметил. Когда создавалось Сибирское отделение, во главе институтов ставили крупных ученых. Многие годы я был против этого, считая, что административная нагрузка крупного ученого -- потеря для науки. Сейчас я изменил свое мнение. Именно крупный ученый, обладающий организаторскими способностями, придает деятельности коллектива необходимые для успеха качества. Надо идти на эту жертву.

-- Чем увлекаетесь помимо работы, Борис Иванович?

-- Раньше очень любил лыжный спорт, в том числе и горный. Потом зимней рыбалкой увлекся. Еще очень люблю музыку -- настоящую, классическую.

Ряды тех, кто приехал в Сибирь сорок с лишним лет тому назад трудиться на благо науки, заметно поредели. Но "научные десантники" пятидесятых очень похожи друг на друга -- своим отношением к жизни, принципами, подходом к делу. И не гаснет в них искра молодости.

 

ПРОФ. Б.И. ПЕЩЕВИЦКОМУ

д.х.н. Федоров В.Е.

Зав. кафедрой аналитической химии НГУ, Кафедре 50 лет

Сегодня здесь о многом вспоминали…
И мы хотели б вспомнить те года,
Когда Вы коллектив наш возглавляли.
Период тот забудем мы едва ли.
Вернее, не забудем никогда! 

Вы к нам пришли, идеями сверкая,
Как солнце, озаряя все вокруг,
И всех научной страстью увлекая…
И наша кровь не слишком молодая
Запенилась и заиграла вдруг. 

Мы в новый корпус перебрались вскоре.
И был нелегким день рабочий наш.
Посуду, мебель, книги и приборы
Таскали вечерами мы в ту пору
Все на руках, на третий свой этаж. 

Душой-организатором Вы были
И пионером многих славных дел:
Вы в НГУ «Клуб скептиков» открыли,
В который те из молодых валили,
Кто сомневаться в гениях хотел. 

Потом взор обратили на доцентов!
На кафедру был взят хоздоговор, -
И мы определяли элементы
Без премиальных и без комплиментов,
Лишь на сознанье делая упор.


Вы нас любили по-отцовски строго…
Но разговор сегодня не о том.
Вы кафедре, конечно, дали много,
А Ваш авторитет блестящий педагога
Студентов сонных зажигал огнем. 

Известно, что к вершинам путь не гладкий.
Но Вы бесстрашно нас вели вперед.
И прекратились вечные нападки
На «классику» за запах слишком гадкий.
Вы заменили сероводород! 

Теперь у нас на радость деканата
Весь практикум студенческий таков,
Что аппаратов Киппа и не надо –
На кнопки маникюром жмут девчата.
Повсюду запах дорогих духов! 

Сегодня мы (как ни обидно нам)
Не полномочны выдавать награды,
Но к добрым пожеланьям и цветам,
Которые сегодня дарят Вам,
Мы тоже присоединиться рады.

 

О Д А на 70-летний юбилей доктора химических наук профессора Бориса Ивановича ПЕЩЕВИЦКОГО, прочитанная 28 октября 1999 года на торжественном Ученом совете ИНХ СО РАН

Из многих философских категорий
И проще и загадочнее всех,
Пожалуй, ВРЕМЯ...
                                   Вечное, как море,
Оно приносит то печаль и горе,
То вслед за ними радость и успех.

      Оно, как вечный двигатель, идет
      И выключить его мы не умеем...
      Хронометр стучит за годом год
      И только на мгновенье лишь замрет
      В связи с вдруг наступившим юбилеем. 

Сегодня ВРЕМЯ замерло... Аврал
На нашем корабле! Все с интересом
Пришли на встречу с Вами в этот зал.
Профессор, нынче Ваш черед настал
Себя подвергнуть юбилейным стрессам. 

У Вас сегодня славный бенефис.
Для Вас звучат торжественные оды.
Весь ИНХ кричит с галерки:  “Браво!!!  Бис!!!”
Друзья вдруг вспомнят:
                       “Помнишь ли, Борис...?”
И память чертит график -
                                         вверх и вниз -,
Где аргументом на оси абсцисс
Отложены в масштабе Ваши годы,
А функция по оси ординат
Показывает то подъем, то спад...

“Мой путь в науке”...
                                         Многие ль из нас
Готовы столь высокому собранию
Такой доклад представить и на час
К своей персоне приковать внимание?

Профессор Пещевицкий показал,
Что порох сух в его пороховницах!
По удовлетворению на лицах
Я вижу, что согласен с этим зал.

Сегодня многочисленный народ
Собрался здесь совсем не ради чая.
Ведь в ИНХе далеко не каждый год
Такие юбилеи отмечают. 

Профессор Пещевицкий - ветеран.
В Сибирь приехал он из Ленинграда;
Здесь получил весьма высокий сан,
Имеет благодарности, награды. 

      Сегодня, может, вспомнят здесь о том,
      Как кандидат зеленый с хилым весом
      Пришел одним из первых в этот дом
      Весьма незаурядным мэнээсом.

Стремителен его карьеры взлет!
Ему были не ведомы ухабы:
Став сэнээсом ровно через год,
Уж с блеском продвигается в завлабы.

Дорогу вверх прервать не захотел,
Он в кресло сел замдира по науке.
И много разных, очень важных дел
Прошло через его душу и руки.

Навряд ли надо тратить много слов
На нынешнем торжественном Совете
На описание двадцати годов
Его работы в этом кабинете.

Мы все, бесспорно, в памяти храним
Все, что теперь историей зовется,
Что кажется нам очень дорогим,
И, видимо, уж больше не вернется:

      Тот дух науки славных первых лет,
      Царивший в городке первопроходцев.
      Ведь он для ветеранов - солнца свет,
      Глоток воды из чистого колодца!

Борис Иваныч пред наукой чист.
В отличие от нас, косноязычных,
На семинарах - пламенно речист,
На лекциях - воистину артист:

И говорит и держится отлично!
Все знают - это классный педагог,
Его талант ораторский от Бога.
Студентам он доказывал, как мог,
Что к Храму Знаний нелегка дорога.

На лекции его я как-то лично был...
Касаясь свойств простой анаморфозы,
Профессор с такой страстью говорил,
Что аспиранты вытирали слезы!

Сдержаться просто не хватало сил.
А сколько здесь профессора рука
Великих формул начертала мелом...
DG = - RT · ln K ...
И это было очень важным делом!

Борис Иваныч много лет подряд
Учил детей весьма неординарных
И долго среди умных фымышат
Он был одним из самых популярных.

Профессор - как магнит для юных душ.
Он строгости в большой науке учит.
И если пусть весьма ученый муж
Несет туфту или собачью чушь -
Профессор тотчас лжеуча прищучит.

Как говорили раньше на Руси,
Затем в пруду нужны с зубами щуки,
Чтоб не дремали в иле караси.
Такие щуки, хоть кого спроси,

Ох как нужны сегодняшней науке!
Он парадигмы смело низвергал.
Он не впадал в снобизм, тоску и скуку.
И если даже классик привирал,
Он объявлял немедленно аврал -
Громил всю буржуазную науку! 

Он, как философ, грамотней нас всех.
Попробуйте с профессором поспорьте!
Вы убедитесь: шансов на успех
У вас немного. Он один их тех,
Кого причислить, кажется, не грех
К поистине профессорской когорте.

Влюблен в науку пылко до сих пор,
Как юноша. Хотя в годах мужчина!
Не к месту, может, этот разговор,
Но... если он сегодня не член-корр,
То лишь по кинетическим причинам.

Быть может, что-то делал сгоряча.
Но знаем мы, его сыны и внуки,
Что, как Атлант, держал он на плечах
Весь небосвод естественной науки. 

Профессор - увлеченный человек!
Ему противно нежится в постели.
Едва мороз скует теченье рек,
Обское море припорошит снег -
Он судаков уж тащит, в самом деле!

Известно было каждому из нас,
Кто собирался ехать за границу,
Профессор всем давал простой заказ:
“Катушку лески, толщиной 0.30”.

А как романсы в этом зале пел!..
Выращивал какую землянику!
По списку многих очень славных дел
Хоть причисляй его к святому лику.

Борис Иваныч!
                  Пусть Вам хватит сил
И на науку и на увлечения!
Догадываюсь: я Вас утомил,
Быть может, где-то и пересолил...
Простите, ради бога.
                             С днем рождения!

 

 

 

доктор химич. наук, профессор

27.10.1929 – 05.2007

МОЯ ПЕЩЕВИЦКИАНА
 
к.г.-м.н. Бакакин В.В.
 

       Бо­рис Ива­но­вич Пе­ще­виц­кий – для ИН­Ха фи­гу­ра зна­ко­вая. Пи­сать о нём мно­го – риск об­мо­тать “Не­ор­га­ни­ком” весь но­вый го­лу­бой ко­ри­дор ди­рек­ции. По­то­му, зная его 43 ½ го­да, даю толь­ко не­сколь­ко риф­мо­ван­ных фраг­мен­тов раз­ных лет.

       1) Из па­мят­но­го всем ве­те­ра­нам “Ве­ли­ко­го со­кра­ще­ния – 1972”.  То­гда зам­ди­рек­то­ра Б.И. был вы­ну­ж­ден де­лать за А.В. Ни­ко­лае­ва всю черновую ра­бо­ту. В ин­сти­тут­ской са­мо­дея­тель­но­сти это от­ра­же­но, в ча­ст­но­сти, так. (Кста­ти, на­чи­на­лась пес­ня  : “Ска­жи-ка, Дя­дин, ведь не­да­ром // Был со­кра­щень­ем, как по­жа­ром, //  Весь ИНХ то­гда объ­ят…”)

Знал Пещевицкий дело туго,
Брал, как лещей, врага и друга:
– “В приказ!” – писал, – “В приказ!”
А тем, которые роптали:
– “Вы что, историю не знали?
Эйнштейна тоже увольняли…
А чем он хуже вас?”          

       2) Дру­же­ская шут­ка из но­во­год­не­го но­ме­ра “Не­ор­га­ник – 1985”.

С шут­ка­ми  в те го­ды бы­ло нор­маль­но (как и с бес­плат­ны­ми квар­ти­ра­ми), и бы­ли они не че­та ны­неш­ним те­ле­ви­зи­он­ным. Ко­неч­но же, на­до де­лать и по­прав­ку на воз­раст –“…ко­гда мы бы­ли мо­ло­ды­ми // и чушь пре­крас­ную не­сли…”  Бу­ду­чи уве­рен­ным в  со­хран­но­сти чув­ст­ва юмо­ра у Б.И., при­во­жу эти строч­ки 30-лет­ней дав­но­сти.
Из “воспоминаний” Б.И. Пещевицкого
Шли мы раз на ёлку
с Áльбертом Эйнштейном.
Я тогда горячий был, хоть шкет.
Потому, наверно, – он был Дед-Морозом,
Я сидел в подарочном мешке.
Тут была и Мурка – дедова Снегурка.
Я ж девицам сызмальства не рад.
Помолчать бы мне-то,
да она “с приветом”:
– “Е -то,– говорит, – эм цэ квадрат.”
Я, конечно, вспыхнул
и фундаментально,
Но до прикладного не дошёл.
Если б не считался Áльберт гениальным,
Я б её под самый корешок.

        3) Поздравительные песенно-серьёзные строки 1989 г. К  6О-летию Б.И. Пещевицкого (На мотив песни “Тайга золотая”, которую пел Б. И. в ИНХе)             

Паёк ленинградский на новосибирский
Сменил он пол-жизни назад.
Был тридцатилетним доцент Пещевицкий,
“И были сухими глаза”.
Хоть он и профессор, но малый отличный,
Гроза завиральных работ –
Где мягко-кислотно, где жёстко-логично
Халтуре даёт окорот.
И душу природы постиг Пещевицкий:
Грибник, садовод и рыбак.
С ним рады общаться по-натуралистски
Тюльпан, боровик и судак.
Чумак с Кашпировским весьма не марксистски
За наши болячки взялись.
Но нам не позволит чуметь Пещевицкий –
Учёный-материалист.
Чтоб выстоял мир наш не релятивистский,
Творит и к прозренью зовёт
Борец и философ Борис Пещевицкий –
Российской земли патриот.   

4) Спустя 10 лет (1999 г.) К  7О-летию Б.И. Пещевицкого

– сложная дата.
Она и темна и светла.
Слева она угловата,
Справа она кругла.
– видная веха,
Жизне-дорожный знак:
Сзади – две трети века,
Спереди – треть одна.
– малая норма
Для тех, кто душой не стар,
Кто вопреки “реформам”
Свои идеалы не сдал.
– Ваша эпоха,
Время побед и потерь.
Её не хуля и не охая,
Вы патриот и теперь.
– это не на ночь,
Это на целый год.
Так что, Борис Иванович,
Отметьте их и –
вперёд!                

       4а)  А впе­рёд – это от воз­рас­та Ит­тер­бия-7О и до кон­ца Пе­рио­ди­че­ской сис­те­мы. Кста­ти, имен­но в свя­зи с тем юби­ле­ем Б.И. поя­вил­ся опус “Лю­ди как эле­мен­ты”. Рад по­вто­рить для Бо­ри­са Ива­но­ви­ча его окон­ча­ние, ныне зву­ча­щее по­здра­ви­тель­но уже с Ре­ние­вой  сту­пень­ки-кле­точ­ки №75:

Осилив легко, как смолоду,
Азартных алхимиков путь, –
Из Платины сделайте Золото,
Из Золота сделайте Ртуть!
И выше – тропою не торною
К лучам девяностого Тория.
А там – через звёзды иль тернии –
К нулям виртуального Фермия!
Верьте: в трёхзначной мистерии
Доступен атомный край,
За ним –  с высоты Мейтнерия
Безэлементный рай!

       4б) 

Мы – следом. Мы все заодно идём –
ИНХа опорный класс,
Хоть в возрасте лантаноидном
Сейчас большинство из нас.
Но годы – наше богатство,
Не проданное за рубежи.
Пусть редкоземельное братство
Нам помогает жить! 

 

Иллюстрация